Сценарии классного часа

Сценарий классного часа для начальной школы: Удивительное – рядом

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном;
вызвать чувство удивления, восхищения;
воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчел, бабочек, муравьев, пауков, червей, рыб, растений, письмо – просьба от цветов.Ход классного часа.
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала.
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?

Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (по радио, телевидению, из газет)
Эти сведения нам дают синоптики, Кто такие синоптики?
( Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова. (Синоптик – это специалист по прогнозированию погоды.)
А как вы думаете, есть ли природные синоптики?
Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными – синоптиками вы сегодня познакомитесь: пчелы, бабочки, пауки, муравьи, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.
(показ иллюстраций по ходу беседы)
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется « Удивительное – рядом».
2. ЖИВОТНЫЕ - СИНОПТИКИ
 
-Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.

- Посмотрите, чей это домик?
Да, в этом чудо – домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком идет речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляться к потолку сарая, свесив крылья.
- О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?

На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион.

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.

Вот еще загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи пчел! (паук)
Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье. Они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
- О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток
Вся одежда из монеток?
Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему?
Оказывается. В засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
Паук забился в угол – к ветру.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.
Ласточки летают низко перед дождем.
На кустах акации много пчел – перед дождем.

3. РАСТЕНИЯ -СИНОПТИКИ.
Предсказывают погоду и растения. Чаще всего реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Отгадайте, о каком синоптике идет речь?

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух?
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый.

Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем « плачут» -выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.

Физминутка.
 - Еще одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.

Удивительные часы

Выйди летом за село –
От цветов светлым – светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придешь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг – и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растения
Знают все без исключения.
От росы и до росы
Счет часам ведут часы.
На все лето каждый год
Солнце им дает завод.
- Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.
(Показать иллюстрации цветов)


Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел здесь, в уединении.
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.

-Какие вы знаете лесные цветы?
- Среди них есть такие цветы, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавиц- колокольчик.

У лесной дорожки –
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки –
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик –
Зазвенит бубенчик.

-Быстро вянут цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я , и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

(Показать письмо, один ученик читает.)
-Ребята, вам прислали письмо с просьбой : «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» copyright - http://sc-pr.ru Что мы можем ответить цветам?

4. ИГРА «Спорим»
Учитель произносит фразу, после которой дети должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или: «Спорим – спорим!», если не согласны.
Осенью идут дожди.
Ждет весна нас впереди.
Целый день мели метели.
Птицы с юга прилетели.
Лист кленовый опадает.
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели.
Мы капусту посолили
И каток водой залили.
На полях лежит туман.
В огороде – лишь бурьян.
И каникулы всех ждут
День Победы тут как тут.
Загорать пойдем гурьбою.
Ждем экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали замерзать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
Молодцы.

5. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…
Существует трава от 99 болезней. (зверобой)
Лягушка может пить ногой.
Пингвин – это птица.
Есть сладкое дерево в наших краях. (липа)
Выше всех летает орел.
В лесу растут разноцветные грибы. (сыроежки)
Самая маленькая птица в нашей стране – королек.
Самая маленькая птица в мире колибри.
Летучая мышь спит вниз головой.
Самая высокая трава – бамбук.
Страус – самая большая птица в мире.
Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (оляпка)
Ухо у кузнечика на ноге.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня вы узнали много нового и интересного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.
Что вам запомнилось больше всего на занятии?
Что вас особенно удивило?
Спасибо вам за работу.
(Звучит песня Ю.Антонова «Живет на свете красота»)
Домашнее задание: найти народные приметы о погоде.
Дополнительный материал
1. Угадай цветок
Родился (ландыш) в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты ?
( Е. Серова)

На солнечной опушке
(Фиалка) расцвела.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
(Е. Серова)

Прибежал (подснежник)
В мартовский лесок,
Заглянул (подснежник)
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна»

2.Викторина «Деревья и травы».
1)Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (лиственницы)
2)Назовите лекарственные травы нашего края. (зверобой, мать-и-мачеха, ромашка, душица и т. д.)
3) Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (тополь)
4)В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (сирень)
5)Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (дуб)
6)Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, поэтому оно стало символом праздника Троицы. (береза)

Праздник Осенние посиделки

Он поможет ребятам узнать много нового об осени, пробуждает у них любовь к родной природе, стремление бережно относиться к ней.

Для подготовки к празднику создается штаб из учеников и учителей. Каждый класс выполняет какое-либо задание: собирает гербарий, находит пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни об осени, оформляет зал, делает костюмы, сувениры. Специальная труппа ребят и учителей готовит театрализованное представление. Обо всех конкурсах, которые будут на празднике, ребята должны знать заранее и готовиться к ним.

Ребята украшают зал: пол усыпают осенними листьями, вешают гирлянды из листьев, картины, плакаты с высказываниями поэтов, писателей об осени. Можно организовать выставку детских рисунков и букетов из осенних цветов.

На сцене ребята также развешивают гирлянды из листьев, устанавливают бревно, покрытое белой бумагой, на которой нанесен рисунок как на стволе березы. На занавесе в глубине сцены рисуют березу, сверху разноцветными буквами пишут: «Осенние посиделки».

Примерно за неделю до праздника учителя проводят в классах беседы, посвященные осени. Праздник начинаем с ярмарки, где дешево можно купить кулинарные изделия (к ним даются рецепты приготовления), поделки, выполненные нашими учениками: резные доски, деревянные подставки для посуды, хлебницы, кашпо, салфетки... Вырученные деньги тратим на проведение коллективных школьных мероприятий. В зале организуем буфет с вывеской «Русский чай». Здесь ученики и гости могут выпить чай с вареньем, съесть блины...

Праздник можно проводить в зале или разбить ем на две части: игры провести во дворе или спортивном зале, конкурсы - на сцене.

У входа в зал участников праздника встречают два школьника в народных русских костюмах, в венках из листьев или цветов. Они вручают каждому осенние дары - яблоко, пучок петрушки, букет из осенних листьев, веточку рябины и т. д.

Ребята и гости рассаживаются. На сцену выходят два скомороха.

Первый скоморох: Добрый вечер,

Гости званые и желанные!

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые!

Оба вместе.

Милости просим

на осенние посиделки!

Второй скоморох: Всех приглашаем!

Душевно встречаем!

В зале гаснет свет. Через эпидиаскоп демонстрируются слайды, на которых изображены картины осени. Затем школьники в венках из листьев или с осенними букетами в руках по очереди читают стихи русских поэтов:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Белые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет.

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

А.Н. Плещеев.

 

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

А.Н. Майков

 

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожетелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.К. Толстой

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь ух пусто все - простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. И. Тютчев

 

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю а пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

 

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы увозы.

А.С. Пушкин

На сцену выходят скоморохи.

Первый скоморох: В осеннее ненастье

6 погод на дворе:

сеет,

веет,

крутит,

рвет,

сверху льет

и снизу метет.

Второй скоморох: А сейчас мы вспомним некоторые приметы осени, которые люди знали с давних пор:

Дым стелется - значит, быть непогоде. Дым столбом - к хорошей погоде. Лягушки квакают - к дождю. Перед ненастьем муравьи уползают в свой муравейник, закрывают в него вход.

Бабье лето ненастно - осень сухая. С бабьем лета - бабий праздник и бабьи работы. На Семена (в сентябре) ясно - осень ведреная. На Семен день до обеда паши, в после обеда холода иди. Осенью тихая вода - хорошая зима, шумная - морозы, метели. Если журавли полетят на Покров (в октябре), будет мороз.

Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

На сцену выходят 5 - 6 ребят. Ведущий предлагает им назвать пословицы и поговорки об осени. Тот, кто победит в этом конкурсе, получает приз: связку бубликов, букет цветов, гирлянду из осенних листьев.

Затем на сцену выходят мальчики в костюмах, символизирующих месяцы осени. В зеленой рубашке - сентябрь, желтой рубашке - октябрь, в красной рубашке - ноябрь. На всех мальчиках надеты шапочки, украшенные колосками ржи. На груди у них - табличка с названием месяца. Мальчики, исполняющие роль осенних месяцев, читают стихи.

Сентябрь.

Осыпал лес свои вершины.

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь...

А.А. Фет

Ноябрь.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственны сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. С. Пушкин.

 

Октябрь.

Октябрь уж наступил -

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад -

Дорога промерзает.

Журча, бежит за мельницу ручей.

А. С. Пушкин

 

 

Сентябрь. Обо мне говорят: «В сентябре одна ягода горькая, да и та - рябина".

0ктябрь. Меня называют грязником. В народе обо мне говорят: "Октябрь ни колеса, ни полоза не любит".

Ноябрь. А обо мне творят так: "В ноябре зима с осенью борется», «Ноябрь капризен, то плачет, то смеется».

Сентябрь. А теперь, мсти дорогие, опадайте наши загадки. (Мальчики, исполняющие роль осенних месяцев, по очереди загадывают загадки участникам праздника. За правильные ответы они вручают яблоки, конфеты, связку баранок, цветы, открытки и т. д.)

3агадки:

Дождлива, да сытна.

(Осень.)

 

Без рук, без ног

В подворотню лезет.

(Ветер.)

 

Есть три брата родные:

один ест -

не наестся,

другой пьет -

не напьется,

третий гуляет -

не нагуляется.

(Огонь, земля, вода.)

 

На поле ногайском

стоит столбы точеные -

головки золоченые.

(Колосья.)

 

Под землей птица

гнездо свила,

яиц нанесла.

(Картофель.)

 

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

(Туман.)

 

Над водой, водой

стоит с красной бородой.

(Калина.)

 

Вырос в поле дом,

полон дом зерном,

стены позолочены,

ставни заколочены,

ходит дом ходуном

на столбе золотом.

(Колос.)

 

Источник:http://sc-pr.ru/school/429-school_22.html